Все территориальные конфликты на постсоветском пространстве устроены по единой схеме – назовем её матрёшкой суверенитетов.
Есть суверенитет первого уровня – бывший СССР, «Москва». Есть суверенитет второго уровня – бывшие союзные республики. Есть суверенитет третьего уровня – автономии в рамках этих республик.
После превращения С-2 в независимые государства находящиеся в их составе С-3 начинают по логике матрешки добиваться независимости уже от «материнских» С-2, что вызывает бешеное сопротивление последних. Оказавшись под ударом, С-3 идет за помощью к наследнику С-1, то есть к РФ. С-2 в свою очередь апеллирует к Западу, то есть «глобальному миропорядку» или, иначе говоря, к тому, что в их представлении является С-0, «самой верхней» матрёшкой. При этом С-1 ставит под сомнение субъектность этих С-2, считая их марионетками С-0 и предпочитая обращаться напрямую туда. А С-2 игнорирует субъектность С-3, считая более выгодным для себя считать их сателлитами С-1. В итоге получается, что наши друзья – это сплошь С-3, а враги – С-2.
Отсюда и надписи по-английски у грузин про 20% «оккупированной Россией» территории. Эта позиция зиждется на том, что нет и не может быть никакого С-3, а есть только С-1 (Россия) и С-2 (Грузия). Точно так же всё и в риторическом пакете постмайданной Украины по поводу «народных республик» и самоопределения Крыма.
Под эту схему подпадают в полной мере Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Крым, Севастополь. С оговорками – Приднестровье и Донбасс. Оговорки в их случае вызваны тем, что в СССР никакой юридической автономии у этих территорий не было, была только де-факто хозяйственная. И Приднестровье, и Донбасс были самостоятельными и управляемыми напрямую из центра «народнохозяйственными комплексами», говоря в советской терминологии. И им приходилось создавать свою политическую субъектность непосредственно в ходе конфликта, на апелляциях к полумифологической древности (Молдавская АССР, Донбасско-криворожская республика).
Ещё, конечно, несколько наособицу Карабах, за которым стоит не только Россия, но и Армения. Однако сама по себе Армения, разумеется, без российской помощи выиграть карабахскую войну точно не могла, поэтому схема работает и для Карабаха.
При этом единственный случай успешного поглощения С-3 со стороны С-2 – это Аджария, сдавшаяся Грузии. Но при попытке повторить этот опыт с Абхазией и Северной Осетией 8.08.2008 Саакашвили потерпел неудачу.
Если говорить об Украине, то на её территории потенциальных С-3 и сейчас еще немало: это и Закарпатье, и Харьков, и Одесса, и даже в какой-то мере Днепропетровск. Но там соответствующие движения были достаточно жёстко задавлены, и сейчас эти «недосубъекты», за исключением разве что Закарпатья, практически не шевелятся.
При этом внутри самой России довольно много потенциальных С-2, исторически обладающих несколько большим суверенитетом, чем «обычные» российские регионы. И сохранивших остатки привилегий несмотря на всю постсоветскую политику унификации федеративных отношений. Этот список надо начинать не с очевидных вроде бы Татарстана, Дагестана или Чечни, а с куда менее очевидных, но по факту более автономных Москвы и Питера. И там, и там правящая головка С-1 периодически проводила зачистку элит – как снос Собчака в 1996-м, Яковлева в 2003-м или Лужкова в 2010-м. Но вновь пришедшие наместники начинали снова дрейф в сторону автономизации.
При этом единственный относительно успешный пример восхождения с уровня С-3 до С-2 – это Ингушетия, выделившаяся в отдельный субъект федерации из единой Чечено-Ингушской АССР. Но расплатой за это стали перманентные точки напряжения и с Осетией (Пригородный район), и с Чечнёй.
С Осетией, кстати, отдельный казус: трудно объяснить, почему Северная Осетия с ее 700 тыс. населения и достаточно мощной экономикой – всего лишь субъект федерации. А Южная Осетия с её 50 тыс. (на бумаге) и 30 тыс. (по факту) жителей и при отсутствии какой-либо экономической самостоятельности – полноценное суверенное государство.
Ну и, конечно, традиционный региональный конфликт по оси губернатор-мэр, существующий едва ли не в каждом втором субъекте –тоже в каком-то смысле проекция матрешки.
На сегодня ситуация со всеми этими матрешками практически везде достаточно стабильна. Но в случае каких-то сотрясения «пружина суверенитетов» способна быстро раскрутиться – возможно, и поэтому Путин не спешит со статусом Донбасса, дабы не спровоцировать невзначай опасное движение.
Journal information