victor-vos (victor_vos) wrote,
victor-vos
victor_vos

Category:

Алексей Чадаев. Матрешка суверенитетов

Алексей Чадаев. Матрешка суверенитетов

Все территориальные конфликты на постсоветском пространстве устроены по единой схеме – назовем её матрёшкой суверенитетов.

Есть суверенитет первого уровня – бывший СССР, «Москва». Есть суверенитет второго уровня – бывшие союзные республики. Есть суверенитет третьего уровня – автономии в рамках этих республик.

После превращения С-2 в независимые государства находящиеся в их составе С-3 начинают по логике матрешки добиваться независимости уже от «материнских» С-2, что вызывает бешеное сопротивление последних. Оказавшись под ударом, С-3 идет за помощью к наследнику С-1, то есть к РФ. С-2 в свою очередь апеллирует к Западу, то есть «глобальному миропорядку» или, иначе говоря, к тому, что в их представлении является С-0, «самой верхней» матрёшкой. При этом С-1 ставит под сомнение субъектность этих С-2, считая их марионетками С-0 и предпочитая обращаться напрямую туда. А С-2 игнорирует субъектность С-3, считая более выгодным для себя считать их сателлитами С-1. В итоге получается, что наши друзья – это сплошь С-3, а враги – С-2.

Отсюда и надписи по-английски у грузин про 20% «оккупированной Россией» территории. Эта позиция зиждется на том, что нет и не может быть никакого С-3, а есть только С-1 (Россия) и С-2 (Грузия). Точно так же всё и в риторическом пакете постмайданной Украины по поводу «народных республик» и самоопределения Крыма.

Под эту схему подпадают в полной мере Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Крым, Севастополь. С оговорками – Приднестровье и Донбасс. Оговорки в их случае вызваны тем, что в СССР никакой юридической автономии у этих территорий не было, была только де-факто хозяйственная. И Приднестровье, и Донбасс были самостоятельными и управляемыми напрямую из центра «народнохозяйственными комплексами», говоря в советской терминологии. И им приходилось создавать свою политическую субъектность непосредственно в ходе конфликта, на апелляциях к полумифологической древности (Молдавская АССР, Донбасско-криворожская республика).

Ещё, конечно, несколько наособицу Карабах, за которым стоит не только Россия, но и Армения. Однако сама по себе Армения, разумеется, без российской помощи выиграть карабахскую войну точно не могла, поэтому схема работает и для Карабаха.

При этом единственный случай успешного поглощения С-3 со стороны С-2 – это Аджария, сдавшаяся Грузии. Но при попытке повторить этот опыт с Абхазией и Северной Осетией 8.08.2008 Саакашвили потерпел неудачу.


Если говорить об Украине, то на её территории потенциальных С-3 и сейчас еще немало: это и Закарпатье, и Харьков, и Одесса, и даже в какой-то мере Днепропетровск. Но там соответствующие движения были достаточно жёстко задавлены, и сейчас эти «недосубъекты», за исключением разве что Закарпатья, практически не шевелятся.

При этом внутри самой России довольно много потенциальных С-2, исторически обладающих несколько большим суверенитетом, чем «обычные» российские регионы. И сохранивших остатки привилегий несмотря на всю постсоветскую политику унификации федеративных отношений. Этот список надо начинать не с очевидных вроде бы Татарстана, Дагестана или Чечни, а с куда менее очевидных, но по факту более автономных Москвы и Питера. И там, и там правящая головка С-1 периодически проводила зачистку элит – как снос Собчака в 1996-м, Яковлева в 2003-м или Лужкова в 2010-м. Но вновь пришедшие наместники начинали снова дрейф в сторону автономизации.

При этом единственный относительно успешный пример восхождения с уровня С-3 до С-2 – это Ингушетия, выделившаяся в отдельный субъект федерации из единой Чечено-Ингушской АССР. Но расплатой за это стали перманентные точки напряжения и с Осетией (Пригородный район), и с Чечнёй.

С Осетией, кстати, отдельный казус: трудно объяснить, почему Северная Осетия с ее 700 тыс. населения и достаточно мощной экономикой – всего лишь субъект федерации. А Южная Осетия с её 50 тыс. (на бумаге) и 30 тыс. (по факту) жителей и при отсутствии какой-либо экономической самостоятельности – полноценное суверенное государство.

Ну и, конечно, традиционный региональный конфликт по оси губернатор-мэр, существующий едва ли не в каждом втором субъекте –тоже в каком-то смысле проекция матрешки.

На сегодня ситуация со всеми этими матрешками практически везде достаточно стабильна. Но в случае каких-то сотрясения «пружина суверенитетов» способна быстро раскрутиться – возможно, и поэтому Путин не спешит со статусом Донбасса, дабы не спровоцировать невзначай опасное движение.



victor_vosСтрелка

Tags: Донбасс, государство, смута, упадок, управление
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo victor_vos november 27, 2019 09:13 31
Buy for 30 tokens
Сегодня у нас речь пойдет не о срочных новостях и не разъяснениях о различных ЕДВ и прочих пенсионных льготах. Однако, речь все же напрямую пойдет о Пенсионном Фонде России, о пенсионных фонда, да и вообще, о фондах, как таковых. В России практически нереально найти человека довольного своей…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments