victor-vos (victor_vos) wrote,
victor-vos
victor_vos

Category:

Кризис российского патернализма

Кризис российского патернализма

Переход от советского общества к новому российскому экономически и идеологически свободному обществу, официально начатый в 1991 году, длится уже достаточно давно, однако точно определить степень его завершенности, находясь непосредственно внутри, представляется довольно трудным не только для обычных людей, но и для экспертов.

В любом случае, сейчас мы невооруженным взглядом можем наблюдать значительные сдвиги в сторону западной (преимущественно американской) модели устройства общества. К сожалению, подобные преобразования зачастую не учитывают русский менталитет, православную культуру и советские привычки, сохранившиеся со времен СССР. Одной из таких особенностей, имевшей место быть в российском обществе последние 1000 лет (включая советский период), является патернализм.

Патернализм – это система отношений, основанная на покровительстве и отеческой заботе со стороны вышестоящего, а также уважении и исполнительности со стороны нижестоящего. При таком подходе отношения в группе (государстве, коллективе и т.д.) выстраиваются подобно отношениям отца и детей внутри семьи.

До революции патернализм на государственном уровне имел вид:
Царь ► народ; а на хозяйственном: барин ► крестьяне (процесс реформации этой системы был прерван революцией). После революции на государственном уровне: партия в лице ее руководителя ► советские граждане; а на хозяйственном: директор предприятия ► рабочие.

Однако патерналистская система отношений сформировалась именно в дореволюционные времена и была рассчитана на функционирование в монархической среде с главенством божественного права. Государь, Помазанник Божий, заботится о благополучии народа настолько же искренне, насколько народ верит ему и следует за ним. При этом у государства в лице монарха нет никаких прописанных формальных обязательств перед народом, единственное, что контролирует волю правителя – это его совесть, и единственный перед, кем он отчитывается это Бог.

Таким образом, получая опеку от государства люди практически не в состоянии ее оценить, так как единственный критерий, который у них есть – это сравнение с прошлым. Из-за этого проявления опеки почти всегда расцениваются положительно, а проявления каких бы то ни было наказаний или репрессий воспринимаются, как справедливая мера.

Также, только менее строго, патерналистская система работала и в хозяйственных отношениях. Помещик выступал как бы в роли холдинговой компании, осуществляя руководство над «дочерними» крестьянами. Часть доходов он забирал себе, но при этом практически не вмешивался в процессы производства и распределения продукции и средств производства. Барин мог давать крестьянам юридические консультации и оказывать материальную помощь в случае их желания создать собственное предприятие. Таким образом экономическое благополучие людей зависело исключительно от качества их работы.

С приходом к власти коммунистов, провозглашающих идею всеобщего социального благополучия, подразумевающего получение всех возможных благ от государства бесплатно в неограниченном размере и при том самых лучших, сущность патернализма сильно изменилась. Теперь у людей появилось четкое представление, что должно им государство, а именно ВСЁ.

Отныне отеческая опека, представляющая из себя суровый, но в то же время добрый надзор издалека и помощь редким советом, позволяющую ребенку самому всему научится, превратилась в перманентное материнское опекание, удовлетворяющее абсолютно все нужды ребенка и не дающее сделать ему ни одного самостоятельного шага.

Самое главное, что мать не может хвалить и поощрять только одного, самого способного ребенка, как это делает отец, подогревая конкурентную борьбу. Если у женщины несколько детей (а в государстве граждан всегда много), то она будет создавать дополнительные искусственные условия, стараясь уравнять их достоинства и недостатки, что бы они делали успехи вместе.

Таким образом способные и перспективные представители общества получают «палки в колеса», а средние или вовсе ни к чему не способные - ресурсы и возможности, которыми не сумеют эффективно воспользоваться.

Однако, не смотря на свой социалистический уклад, советское общество было крайне тоталитарным и применяло жесткие репрессии к тем, кто пытался не работать и получать при этом положенные ему социальные блага, а также к тем, кто был недоволен качеством предоставленных благ. Такое обращение позволяло сохранять порядок в обществе и темпы экономического развития (не считая «застоя» в поздний советский период).

Современная Российская Федерация сохранила в себе советские установки социального государства (часть на бумаге, но еще больше в сознании и привычках людей), тем самым равняясь на европейские социал-демократические республики. Но не стоит забывать, что в западном мире патернализм практически не развит, а идея социального обеспечения граждан возникла как необходимость сдерживания волнений и протестов низших классов против угнетения.

Подобные условия позволяют сохранять идею опеки только на уровне государство ► граждане, в хозяйственных же отношениях руководители ведут себя с подчиненными формально и строго, не допуская нежности и излишней заботы.

В России концепция социального государства, имеющего долженствовательный характер, оказывает негативное воздействие, когда дело касается взаимоотношений начальника и его работников. Распускается и зацветает излишняя опека сначала в голове руководителя, а уже потом в душах сотрудников.

Идея того, что главенствующий несет ответственность за полное благополучие подчиненных, и желание во что бы то ни стало удержать способные кадры, приводит к тому, что начальник старается сохранить в компании всех сотрудников: и хороших, и посредственных – чтобы никого не обидеть и не отпугнуть своими «зверствами».

Подчиненные чувствуют трепетное отношение босса, и те из них, кто не обременен трудолюбием, пользуются этим чтобы облегчить свое пребывание на рабочем месте. А за их леность вынуждены расплачиваться энергичные и трудолюбивые. Не выдерживая такой обстановки, сильные люди уходят, а в компании остаются лишь некомпетентные и, так называемые, «засидевшиеся» (те, кому уже пора бы уступить место молодым).

В страхе от того, что теряет сотрудников, руководитель еще больше смягчает свое поведение, тем самым ухудшая состояние дел внутри фирмы. Секрет в том, что он сам – опекаем. Система социального государства создает в умах людей модель поведения слабого и зависимого существа, которому всё должны «подносить на блюдечке» только за то, что он существует в этой системе. Таким образом, руководителю зачастую гораздо проще представить себя на месте слабого, но не сильного сотрудника, поэтому внутри компании создается обстановка благоприятная для слабых, а не сильных специалистов и работников, делающая всех слабее.

Выход из такой ситуации я вижу в отказе от концепции социального государства на общефедеральном уровне. Помимо возврата к здоровому русскому патернализму в хозяйственных отношениях, данный шаг позволит, на мой взгляд, улучшить ситуацию в ряде других проблемных сфер жизни российского общества. Однако, к сожалению, концепция социального государства глубоко засела в умах людей, которые не хотят расставаться с опекой и самостоятельно обеспечивать свою жизнь.

Это легко проследить, вспоминая программы кандидатов в президенты Российской Федерации на выборах 2018 года. Ни один из них, даже сторонники правых идей, не обозначил в своем плане отказ от социального попечительства со стороны государства. Напротив, все кандидаты обещали увеличить всевозможные выплаты, пособия и усилить вмешательство служб и чиновников в экономическую и социальную жизнь граждан. Таким образом народные представители пытаются сыскать поддержку среди граждан.

Безусловно есть люди, инвалиды и сироты, которым помощь просто необходима, но это довольно малая часть населения, которая не оказывает психологического воздействия на окружающих. Никто не готовится стать сиротой или инвалидом, и ни один нормальный человек не согласится отдать руку ради пенсии.

Другое дело безработные, пенсионеры по возрасту или матери-одиночки. В таком положении может оказаться каждый, и знание о том, что государство о них позаботиться развращает. И хотя, как я уже писал выше, политики перед выборами обещают социалку, на деле правительство проводит пенсионную реформу, пусть и корявую, но внушающую надежду, что молодое поколение начнет более ответственно относится к своей работе и своему будущему.



victor_vos

Tags: #Перспектива, #яостаюсьдома, государство, идеология, история, патернализм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo victor_vos november 27, 09:13 1
Buy for 20 tokens
Сегодня у нас речь пойдет не о срочных новостях и не разъяснениях о различных ЕДВ и прочих пенсионных льготах. Однако, речь все же напрямую пойдет о Пенсионном Фонде России, о пенсионных фонда, да и вообще, о фондах, как таковых. В России практически нереально найти человека довольного своей…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments