victor-vos (victor_vos) wrote,
victor-vos
victor_vos

Categories:

Право силы – или за что не любят либералов


Либералы – кто они? Больной вопрос терминологии

Кажется, что в этом году поток проклятий в адрес «либералов» достиг пика – как в прессе, так и среди «простого народа». Куда ни ткни – везде обличения в духе, «либерализм показал свое звериное лицо», «либералы показали, что полностью чужды русскому народу» и т.д. При этом однако так и остается непроясненным ответ на основной вопрос: а кто это такие? Что имеют в виду люди, когда обличают «либерализм»?

Я вот, к примеру, считаю себя человеком либеральных убеждений: являюсь сторонником частной собственности, свободы слова, собраний; свободы выбирать себе религию или не выбирать никакой. Я также за равенство всех перед законом и против вмешательства государства в частную жизнь граждан и в свободу предпринимательства.

Но не оставляет мысль, что я либерал в каком-то другом, не массовом смысле слова. Иначе ведь придется признать, что адресатом всех названных выше инвектив являюсь и я сам – то есть это я «показал звериное лицо» и «полностью чужд русскому народу». Но разве обличающие «либерастов» ненавидят свободу? Или им не нравится равенство граждан перед законом, они хотели бы, чтобы на чиновников и особо богатых закон не распространялся? Едва ли.

Достаточно очевидно, что человек, гордо называющий себя либералом, и улюлюкающие блогеры, клеймящие «либерастов» – на самом деле имеют в виду разное. Это две разные реальности – «книжное», научное, исходящее из здравого смысла понимание либерализма – и тот жупел, в который превратили либерализм нынешние «властелины дискурса».

Разобраться в этой путанице важно прежде всего для самих либералов. До сих пор ведь в этой среде принято свысока третировать мнение «быдла». Людишки мол орут сами не знают что, к чему анализировать ту труху, что заменяет им мозги? Ясно ведь, что они заведомо понимают все неправильно.

Но беда в том, что снобистская позиция ведет прямиком в «политическое гетто» – в коем все нынешние либералы и пребывают, и уже достаточно давно. С «основной массой» никогда не удастся войти в диалог, если не найти с ней общего языка. А для общего языка необходимо в первую очередь договориться о терминах.

Либерал и толпа

Итак либерал, чуть оттопырив губу, начинает говорить что-то про частную собственность, свободу личной жизни, свободу слова и тому подобное. Серая масса обывателей мычит что-то в духе «мы, барин, всех этих слов не понимаем-с». И тут же начинает орать: «Долой либерастов!» Смешавшись, либералы уходят со сцены, проклиная в блогах промеж собой «этот дикий народ, этих тупых, агрессивных ватников». Вслед несется улюлюканье. СТЕНА.

Нет, этак взаимопонимания не добиться.

Для начала я бы рекомендовал все-таки понять, что же вкладывают добрые сограждане в слова «либерал», «либерастня» и т.п.? Причем надо отметить, что какая-то степень корреляции, безусловно, присутствует – то есть те, кого толпа клянет «проклятыми либералами», обычно и сами себя тоже либералами числят. То есть механизм различения, встроенный в нынешнее массовое сознание, какое-то отношение к реальности имеет.

Я кстати давно провожу эти эксперименты – прошу своих собеседников в ответ на их эскапады объяснить, что такое в их понимании «либералы» и «либерализм». Результат, как правило, плачевный. Люди сформулировать не могут, чувствуют в этом какой-то подвох, обижаются и в гневе уходят.

Образцы попыток. «Что такое либерал? – Ну, это такие как Чубайс! – Нанотехнологиями занимаются? – Да нет!! (обижается, уходит)

«Что такое либерал? – Которые за приватизацию, вот! – Если приватизацией не занимался, значит, не либерал? – Да нет, ну… (зависает)».

«Либерал – это… кто получает деньги госдепа! Кто за пиндосов! – Ну вот я не получаю денег Госдепа, что ж я – не либерал теперь?! – Врешь, гад! Лопатой гребешь! (обижается, уходит)».

И т.д. Странная картина: либералов все ненавидят, но при этом четко определить, кто это такие, не могут.

Недавно я, как мне показалось, понял этот извив народной психологии и могу дать четкое определение. Еще раз специально уточню для тонких душ истинно либерально настроенных единомышленников: я говорю не о том, «кто такие либералы на самом деле», а об их образе в «народном бессознательном».

Народное понимание либерализма

Народное понимание должно быть максимально простым. Оно таким и является: «Либерал – это тот, кто считает, что сильный всегда прав». Соответственно, либерализм – это представление о «праве силы», или даже о том, что (в противоположность известному фильму) «В силе – правда». Вот именно такое понимание и вызывает сегодня поистине бешеное неприятие «либерализма» в самых широких слоях населения.

Самый большой всплеск против либерализма совпал с украинским кризисом, в частности, с присоединением Крыма, и тут можно углядеть некое противоречие. Ведь на первый взгляд власти РФ осуществили с тем же Крымом вполне силовой сценарий: пришли и «отжали» у соседа приглянувшуюся территорию по этому самому «праву сильного». То есть Россия поступила, с точки зрения массового сознания, вполне вроде бы «по-либеральному». Отчего ж тогда такой всплеск антилиберальных настроений?!

А дело в том, что «первый взгляд» ошибочен – и народ своим нутром это вполне понимает (как, кстати, и отечественные либералы). И действительно – либеральный взгляд на «крымский вопрос» исходит из прямо противоположного: оттяпав у соседа кусок территории, Россия выступила против «мирового сообщества», против и ЕС, и США, попросту говоря – выступила «не по чину»; будучи слабой (в сравнении с потенциалом противостоящих ей держав), осмелилась «переть буром».

Почитаем так называемые «либеральные» блоги и ресурсы: они переполнены сравнительными характеристиками РФ и «мировой экономики», а также злорадными прогнозами того, когда именно «Россию поставят на место». И именно это и бесит российскую публику: абсолютизация силы как главного критерия. А наших либералов, наоборот, удивляет, «а с чем тут вообще можно спорить?»

Если вдуматься, то здесь ведь отражается старая, можно сказать, классическая «русская дилемма», многократно отраженная в нашей литературе – «свобода или справедливость?» Причем обычно подразумевалось, что Русский Человек взыскует как раз не свободы, а Справедливости. Очень русское противопоставление!

Свобода – индивидуализм и сила; справедливость – нечто, что по «народному» представлению стоит как бы «над» свободой и ее ограничивает. «Русский человек боится свободы», – слова, приписываемые А.П. Чехову. Но почему боится?

Лукавая фраза Булгакова

Разберем однако другую известнейшую цитату из великого романа «Мастер и Маргарита»: «Никогда ничего не просите у сильных; сами предложат и сами все дадут». Почему она столь популярна и «ушла в народ»? Почему ее вворачивают к месту и не к месту в самых разных ситуациях? Неужто она так пленяет, потому что эффектно формулирует некую всем известную истину?

Думается, все наоборот. Фраза эффектна и запоминается прежде всего в силу своей, скажем так, неочевидности. Кстати не забудем, что в романе ее произносит не кто иной, как Воланд, то есть дьявол, «лукавый» – и фраза по определению лукава…

Мне она напомнила исторический анекдот с популярным афоризмом «В здоровом теле – здоровый дух», который до сих пор любят лепить на стены бассейнов и спорткомплексов. Как известно, в латинском подлиннике, откуда она и пошла гулять по свету, фраза была малость подлиннее и с иным смыслом: «Когда в здоровом теле здоровый дух – это большое счастье!»

И чтобы согласовать слова булгаковского Воланда с массовым подсознательным, кажется, надо было бы «довосстановить» их до «правильного размера»: «(Если) сильных ни о чем не надо просить, (потому что) они сами предложат и сами все дадут (то это большое счастье)!» В понимании большинства населения истинна, на самом деле, только «расширенная версия» фразы (как, скорее всего, истинной является только подлинная фраза насчет «здорового духа»).

Большинство населения не доверяет сильным, и соответственно не доверяет свободным и свободе. Опять же важно, что фразу в романе произносит всемогущий Воланд – то есть это фраза того, у кого Сила есть. Можно сказать, что образ Воланда в романе – один из классических образов «либерала» как его понимают в России.

В России «торжество либеральных идей» возможно только тогда, когда большинство населения считает себя «обладающим силой». И такой период, кстати, в истории России был – это «угар Перестройки», период примерно 1987-1992 гг. Тогда и только тогда в России возможен был порыв к свободе – потому что люди ощутили в себе силы, которые не могли реализоваться из-за «дурацких ограничений» дряхлой партноменлатуры.

Однако такой «период силы» не мог быть слишком долгим. Что такое 90-е в новейшей российской истории? Это период массовых разочарований, очень болезненных и истинно массовых «ударов фейсом об тейбл» – когда большинство раз за разом убеждалось в собственной слабости, неприспособленности к «борьбе за успех в мире без правил».

Массовое ощущение собственной слабости, даже ничтожности – вот истинная база российского антилиберализма.

Отсюда и наше специфическое понимание «свободы» и тех, кто к ней стремится: в массовом сознании таких людей как правило подозревают в готовности «играть без правил», без «моральных ограничений», в пределе – «идти по трупам». В общем, использовать силу на всю катушку.

И отсюда, очевидно, вырос и сформировался новый, реально антилиберальный запрос общества, который чутко уловил Путин и принялся рьяно воплощать в жизнь: запрос на ограничение всего и вся. Слабые боятся сильных и хотят, чтобы иех вообще не было, пусть даже это обернется общим оскудением жизни. Пусть придавят, но всех.

Отсюда все эти дикие законы, принятые за последние годы при полном одобрении большинства: не пить, не курить, матом не ругаться, гомосексуализмом не заниматься, больше трех не собираться, Закон Божий в школах учить, Академию разогнать, прописку возродить, на голых женщин не смотреть и т.д., и т.п.

Причем запретительский раж не утихает.

Что же делать либералам?

Есть однако и другая сторона той же тенденции: вот уже полгода и в официальных СМИ и в блогах люди твердят, как подорванные – ура-ура, наконец-то проклятые идеи либерализма потерпели в РФ полный крах! На помойку их! На свалку истории! Либерализм обанкротился! И так далее, без конца.

Столь навязчивое отпевание говорит лишь об одном: весь российский дискурс все равно, даже после «краха» обреченно крутится вокруг вышеизложенного (донельзя странного, но основного) понимания «либерализма». Почему?

Потому что с точки зрения большинства (и экспертов, и населения) «проклятые либералы» знают и отстаивают Правду. Эта самая «правда» большинству ненавистна, оно хотело бы ее как-то забыть, в нее «не верить», «развидеть», как модно нынче выражаться в «интернетах» – но эти люди на это неспособны.

Как неспособны, к сожалению, сойти с этого понимания «либерализма» и большинство наших так называемых «либералов». Подавляющее большинство общества действительно верит, что сила – это и есть единственная правда. Просто одни об этом думают с отвращением, а другие – с циническим восторгом. И вся разница.

Наше общество болезненно «повернуто» на идее Силы. Это нетрудно объяснить – мы ведь помним, из кого состоит наше общество: из тех, кто осознали себя как слабые. Беспомощные. «Те, кого всегда обходят на повороте». А о чем навязчиво мечтают слабые? Естественно, о силе; это их главный фетиш.

Только считающие себя уже сильными способны думать о чем-то еще – ведь сила у них есть…

Истинным либералам надо бы понять, наконец, что либеральная агитация среди слабых по определению безнадежна – слабые не хотят свободы, потому что боятся оказаться беспомощными перед теми, кто свободой воспользуется. Следовательно, надо менять сам способ взаимодействия с обществом.

Надо создавать сообщества. Сообщества – естественный способ для одиноких и слабых почувствовать себя сильными. Создание широкой сети сообществ, общественных организаций – единственный способ распространения идеи свободы, то есть нормального либерализма в России.

Прежние либералы стремились каким-то образом оседлать государство. Новые либералы должны работать больше с обществом, чем с государством.





victor_vos

Tags: #Перспектива, #яостаюсьдома, государство, либерализм, либералы, общество, права граждан, упадок, управление
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo victor_vos november 27, 09:13 1
Buy for 20 tokens
Сегодня у нас речь пойдет не о срочных новостях и не разъяснениях о различных ЕДВ и прочих пенсионных льготах. Однако, речь все же напрямую пойдет о Пенсионном Фонде России, о пенсионных фонда, да и вообще, о фондах, как таковых. В России практически нереально найти человека довольного своей…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments