
Пожалуй, самым знаменитым и прославленным британским адмиралом является Горацио Нельсон (1758-1805 гг.). Его путь к адмиральскому званию был долог и тернист. Личная доблесть Нельсона несомненна. В 1794 г., командуя десантом на Корсике, он получил осколочное ранение и едва не потерял глаз. А через три года, в сражении на Канарских островах, лишился правой руки.
Заслуживает уважение и флотоводческий талант Нельсона. Именно под его руководством был разгромлен французский (сражение при Абукире) и испанский (Трафальгарское сражение) флот.
Но был в его героической биографии один эпизод, который, мягко говоря, не делает ему чести. Но, обо всём по порядку...
Великая французская революция 1789 года сильно напугала европейские монархии. Уже через два года начались военные столкновения Франции с Австрией, Пруссией и Испанией. В 1798 г. против Франции выступила и Англия. Во Франции к этому времени набирал популярность молодой генерал Наполеон Бонапарт – будущий покоритель едва ли не всей континентальной Европы.
В 1798 г. Наполеон организовал так называемый Египетский поход, главной целью которого было прервать связь Англии с её главной колонией – Индией. 30-тысячная французская армия погрузилась на корабли и отправилась в сторону Египта. Задачей адмирала Нельсона было перехватить и разбить французскую эскадру.
Но Наполеону удалось перехитрить англичан и вместе с войском беспрепятственно добраться до Египта. Через месяц Нельсон разбил стоявший у египетских берегов французский флот. Но главную свою задачу – не допустить наполеоновскую армию в Египет – он не выполнил. В Лондоне выказали по этому поводу серьёзное недовольство, и Нельсон был вне себя от гнева...
Пока французские войска воевали в Египте, Нельсон получил предписание следовать в Италию для помощи Неаполитанскому королевству. Это государство раздирали в то время внутренние противоречия: часть его подданных отстаивали монархию, остальные были сторонниками республики (то есть, по-сути, были на стороне республиканской Франции). Во главе республиканцев стоял адмирал Неаполитанского королевства Франческо Караччиоло.
Неаполитанский король Фердинанд IV присоединился к антифранцузской коалиции и силами 35-тысячной армии начал наступление. Но вскоре потерпел поражение и Неаполь оказался в руках французов и их сторонников-итальянцев из числа республиканцев.
Однако жёсткие методы правления республиканцев привели к антифранцузскому восстанию под руководством кардинала Фабрицио Руффо. В июне 1799 г. восставшие вошли в Неаполь. Однако французы (и их неаполитанские сторонники) заперлись в замке и оказывали яростное сопротивление.
Поняв, что штурм крепости обойдётся большой кровью, кардинал Руффо от имени короля Фердинанда IV предложил французам почётное перемирие. Согласно подписанному договору, французы должны были сложить оружие, но затем им разрешалось беспрепятственно выйти из крепости и на кораблях покинуть Неаполь. Всем их сторонникам-итальянцам из числа республиканцев, также находившимся в крепости, была обещана амнистия. Французы поверили, но, как оказалось, зря...
Именно в это время в Неаполь прибывает британская эскадра. Её командующий адмирал Нельсон не признал это соглашение и приказал арестовать всех безоружных защитников крепости. Адмирал незадолго до этого упустил наполеоновский флот, следовавший в Египет, и теперь горел желанием отыграться на французах.
Кардинал Руффо, совсем недавно подписавший с французами перемирие, рассвирепел и предложил адмиралу другой вариант: французам и республиканцам возвращают оружие, отправляют их назад в крепость, а англичане пусть попробуют сами взять их штурмом.
Нельсон, не имевший сухопутных войск, тут же пошёл на попятную. Но как только безоружные защитники крепости вышли оттуда и сели на корабли, захватил их прямо в море...
А дальше началась настоящая резня. Пленные большей частью были казнены, причём, по некоторым сведениям, перед казнью их жестоко пытали. После этого король Фердинанд IV развернул против республиканцев жестокие репрессии. В течение следующего года было казнено до 10 тысяч человек, около 30 тысяч посажено в тюрьмы.
Предводитель республиканцев Франческо Караччиоло был отдан под суд, который приговорил его к пожизненному заключению. Узнав об этом, Нельсон настоял на повешении...
Приговорённый просил суд заменить повешение (унизительное для военачальника) расстрелом, но Нельсон и здесь настоял на своём. Как считают многие историки, здесь крылась ещё и личная неприязнь.
За год до описываемых событий Нельсону пришлось спасать на корабле от восставших неаполитанцев короля Фердинанда IV с супругой. Разыгрался шторм, и судно чуть не затонуло. А вот сопровождавший их для охраны корабль под командованием Караччиоло прекрасно справился с ситуацией. Не исключено, что похвалы короля в адрес последнего вызвали зависть Нельсона.
Так или иначе, но Караччиоло был повешен на рее адмиральского фрегата англичан «Минерва». Тело провисело до вечера, а потом его сбросили в море (правда, потом всё же вытащили и захоронили в церквушке Santa Maria della Catena).
Примечательно, что казнь Караччиоло состоялась сразу же после суда. Многие исследователи считают, что причиной тому была Эмма Гамильтон – любовница Нельсона. Видный советский историк Е. Тарле писал по этому поводу:
«Нельсон решил повесить адмирала Караччиоло. Он наскоро организовал суд и, побуждаемый своей любовницей, леди Гамильтон, которая собиралась уезжать, но хотела обязательно присутствовать при повешении, приказал немедленно же исполнить приговор. Караччиоло был повешен в самый день суда».
Слов нет, поступок, совершённый Нельсоном, бесчестен для офицера страны, которая в то время считала себя светочем цивилизации. Адмирала осуждали даже подчинённые его собственной эскадры. А в самой Британии парламентская оппозиция потребовала отдать его под суд. Но, как это всегда бывает, всё списали на войну. Тем более, что такого рода поступков в мировой военной истории – превеликое множество.
А жаль...
Journal information