victor-vos (victor_vos) wrote,
victor-vos
victor_vos

В этот день… 3 июня – О КВЖД – и крушении в Эшеде

Оригинал взят у shatff в В этот день… 3 июня – 3
О КВЖД – и крушении в Эшеде

3 июня 1998 года произошло печально известное крушение в Эшеде (Нижняя Саксония) – самая крупная железнодорожная катастрофа в истории послевоенной Германии. На скорости в 200 км/ч лопнул бандаж одного из колёс; кусок металла сначала пробил пол – а затем начала вырывать рельсы… В итоге двенадцать вагонов сошли с рельсов, один из них обрушил опору моста – а та рухнула на часть состава. «Усталость металла» (как установят потом) приведёт к гибели ста одного пассажира из двухсот восьмидесяти семи; восемьдесят восемь были ранены – до сих пор это самая масштабная из аварий высокоскоростных поездов… тех самых, за которыми, как говорят будущее…



…Впрочем, вернёмся к временам, когда поезда ходили довольно медленно – 3 июня 1896 года был подписан секретный договор России и Китая, главным результатом которого стало появление Китайско-Восточной железной дороги. Судьба этой, не раз менявшей владельцев и название, магистрали  на редкость богата событиями!..

…Как мы помним, к концу XIX века Россия всерьёз озаботилась состоянием своих Дальневосточных территорий – всё, как сегодня, но по другой причине: тогда проблемы создавала Япония – да и западные державы активничали в регионе вовсю. Так возникла идея: помимо Транссиба проложить прямое сообщение из Читы во Владивосток – через Маньчжурию. Мысль строить железную дорогу по чужой территории многим казалась, как минимум, спорной – но министру финансов Витте удалось эту идею  протащить.



Китайцы, угнетённые поражением в войне с Японией, остро нуждались в деньгах – самураи отняли у них Тайвань, и еле согласились его вернуть за приличный выкуп. Россия предложила кредит – а взамен получила согласие на стройку. Таким образом, соседи разрешили нам пустить через свою страну практически тысячекилометровую полосу отчуждения! (Администрация КВЖД была полностью экстерриториальна – не подчинялась китайским законам, имела свою военизированную охрану, и, само собой, не платила никаких местных налогов). При этом, правда, оговаривалось, что через тридцать шесть лет Китай сможет всё это хозяйство выкупить; а через восемьдесят – и вовсе получить безвозмездно. Но кто тогда загадывал так далеко – или мог предвидеть стремительный ход событий?..


(…Витте, разумеется, подумывал о том, как бы под шумок, и при явном китайском нестроении, прибрать к рукам всю Маньчжурию – причём, мирно. Как говорят, в наши дни ситуация, повторяется с точностью до наоборот!)

…Итак, уже в следующем году строительство началось. Не до конца ясно  почему – но КВЖД обходилась вдвое дороже, чем соседние магистрали – по 152 тысячи рублей за версту. (Возможно, дело в том, что Общество КВЖД было, вроде бы, частным, –  но фактически, платила казна. Или, как сказали бы сейчас – бюджет… В общем – воровали!..)



…В разгар работ произошло известное восстание боксёров – в 1900-м нашу стройку, фактически, разгромили. Однако бунт (не без русского участия) был подавлен, и в 1903 году дорога официально открылась.


Надо сказать, поначалу казалось, что план Витте с блеском воплощается в жизнь – Маньчжурия начала расцветать на глазах (к 1908 году её население удвоится, достигнув пятнадцати с лишним миллионов). Однако, ревнивые японцы вовсе не собирались молча наблюдать наше продвижение к океану – есть мнение, что именно деятельность КВЖД ускорила начало столь неудачной для России войны 1904 – 1905 гг. После неё кусок дороги отошёл Японии – а наши планы выхода в Азиатско-Тихоокеанский регион, фактически, накрылись…

…Впрочем, как считают некоторые специалисты, самураи и тогда были совсем не прочь поделить с нами Манчжурию – а вот отечественная администрация уцелевшей части дороги упорно твердила о «незыблемости китайского суверенитета» – и делала всё возможное, чтобы далёкий Петербург о таком развитии событий даже не помышлял. Почему? Ответ очевиден – при аннексии дорога стала бы казённой, со всеми вытекающими последствиями для частного бизнеса…



PS: За недостатком места, придётся прерваться, хотя жизнь знаменитой КВЖД только начинается – ей предстоит стать важным театром и Гражданской, и короткой – но самой настоящей! – войны в конце 20-х, когда 18-тысячная Красная Армия разгромит 300-тысячную китайскую… Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 3 июня 1974 года родился Келли Джонс – гитарист, вокалист и лидер группы «Stereophonics».




яндекс12
Tags: История России, Китай, Япония
Subscribe
promo victor_vos june 19, 07:43 8
Buy for 30 tokens
До чего интересную новость транслируют в последние дни мировые информагентства: "45 миллионов жителей Бразилии вышли на протест против реформы по повышению пенсионного возраста… Протесты охватили порядка 300 городов страны… Имели место марши, перекрытия дорог, частично не…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments