victor-vos (victor_vos) wrote,
victor-vos
victor_vos

Categories:

Предвыборная агитация: как это делалось в 90-е (часть1)

Предвыборная агитация: как это делалось в 90-е (часть1)

Оригинал взят у davydov_index в Предвыборная агитация: как это делалось в 90-е (часть1)

Агитационные материалы — из коллекции Государственной публичной исторической библиотеки России.

Выборы в Государственную думу II созыва 17 декабря 1995 года
Явка — 64,73%
Против всех проголосовали 2,77%


Фоном этих выборов было недовольство политикой Ельцина — его ощущали и те, кто прежде поддерживал демократов и экономические реформы. Разочарование вызвано не только отсутствием заметных результатов этой «шоковой терапии». Авторитет президента серьезно подорвала первая чеченская. Гибель солдат и мирных жителей казалась бессмысленной — федеральная власть, как показал захват заложников в Ставропольском крае летом 1995-го, не могла взять под контроль ситуацию в Чечне. Демократы уже не воплощали для избирателей однозначных надежд на перемены к лучшему. Назревал коммунистический реванш. Борьба на выборах шла между КПРФ и новой партией власти «Наш дом — Россия». Партия Геннадия Зюганова одержала сокрушительную победу, получив большинство голосов избирателей, ЛДПР заняла второе, а «НДР» — только третье место.

Списки кандидатов формировались по новым правилам. По новому закону о выборах, принятому летом 1995 г, их надо было разбивать на региональные группы, а число «федералов» не могло превышать 12: так боролись с засильем столичных кандидатов. Это самые многопартийные выборы в истории новой России — в избирательный бюллетень вошли 43 партии.

Казалось, в Думу стремятся все. Появились именные партии. Партия самоуправления трудящихся офтальмолога Святослава Федорова, «Блок Джуны», «Блок Станислава Говорухина», «Держава» оппозиционера Александра Руцкого.

В политику двинулись целыми гильдиями — и Ассоциация адвокатов, и объединение работников ЖКХ. Их обращение к избирателям звучало вполне откровенно: «Если Вы хотите выжить, поддержите в день выборов избирательное объединение “Союз работников жилищно-коммунального хозяйства”!»

Левых сил прибыло. Помимо КПРФ в выборах участвует блок «Коммунисты — “Трудовая Россия” — за Советский Союз». И тоже с календарем.

Образовались первые христианские демократы и первое общественное движение мусульман «Нур».

Явились откуда-то Национально-республиканская партия России (НРПР), Межнациональная партия, объединение «Стабильная Россия», Партия вкладчиков и блок «Дело Петра I».

Все составляют блоки и альянсы — гражданские с военными, чиновники с шоу-бизнесом, труд с капиталом. Принято фотографироваться на постеры «первыми тройками».

Впрочем, «первых лиц» списка размещают на постерах, даже если их целая дюжина — или чертова дюжина, которую, впрочем, от греха переименовывают в «крепкую».

Расцвет политики совпал с расцветом рекламного дела. В стране возник рынок, реклама превратилась из самодеятельности в профессию, и политика взялась за освоение актуального языка. Люди, умеющие делать рекламные ролики и музыкальное видео, оказались в эту кампанию особенно востребованы. В рекламных агентствах открывались отделения политической рекламы, появились фирмы, занятые исключительно политпиаром, политконсалтингом, политическими исследованиями («Никколо М», «Экспертиза», «ИНДЕМ», фонды «Политика», «Гражданское общество»). Политреклама из спонтанной, полусамодеятельной превратилась в систематическое занятие с ясной стратегией, специальным инструментарием и критериями для оценки результатов. Агитматериалы выборов 95-го — уже не плод случайного досуга, а результат вполне профессиональной деятельности.

На смену бледным листовкам и плакатам начала 90-х приходят изделия качественной полиграфии. Легкомысленный комикс, на который отважилась Республиканская партия, смелый ход Сергея Шахрая, рискнувшего увековечить себя на упаковке кефира — в образе ежика.

Начались эксперименты с цветом, шрифтом, композицией.

Копирайтеры наперебой сочиняли для партий стихи.

Появились постеры-пугалки — избирателя призывали сделать ответственный выбор в сложный для Родины момент.

Но возникла и обратная интенция — снять напряжение. Желание развлечь избирателя сразу выделило Партию любителей пива из рядов сурово насупленных конкурентов.

Но все же главный визуальный мем этой кампании — жест Виктора Черномырдина, премьер-министра и лидера «НДР», который привлек внимание к безликой партии власти и породил массу пародий и карикатур, не говоря уже о реакции конкурентов — частушки Константина Борового («Черномырдин на плакате / Ручки домиком сложил, / Чтоб не думал избиратель / Что он хрен на них ложил») в итоге придется снимать с эфира.

Видеочастушки Борового (лидер Партии экономической свободы сочинял их лично) — не только способ позабавить публику и тем привлечь ее симпатии, но и знак нового тренда: идти на выборы с музыкой. Даже у партии «Наш дом — Россия» появился свой, вполне легкомысленный, гимн.

«Женщины России» отнеслись к делу серьезнее: душевную песню для предвыборного клипа заказали матерым песенникам, композитору Александру Морозову и поэту Анатолию Поперечному. Впоследствии она войдет в репертуар Иосифа Кобзона.

Продолжение следует...



victor_vosСтрелка

Tags: #Элита, #выборы, #знаменитости, #история, #пропаганда, выборы, знаменитости, история, пропаганда, элита
Subscribe

Posts from This Journal “выборы” Tag

promo victor_vos november 27, 09:13 1
Buy for 20 tokens
Сегодня у нас речь пойдет не о срочных новостях и не разъяснениях о различных ЕДВ и прочих пенсионных льготах. Однако, речь все же напрямую пойдет о Пенсионном Фонде России, о пенсионных фонда, да и вообще, о фондах, как таковых. В России практически нереально найти человека довольного своей…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments